Особому отделу Департамента полиции требуется сослуживец, Молчанов Алексей, коему будут рады Анатолий Любавин и Владимир Самойлов.
_________
Николаю Васнецову, вице-градоначальнику Санкт-Петербурга, будут очень рады жена, Софья Васнецова, и брат, Александр Васнецов.
Анатолий Любавин
Почётный модератор и историк
Александр Васнецов
Создатель проекта, организатор
НИК
текст
НИК
текст
НИК
текст


Имеем честь сообщить, что антуражно - исторический проект Дворянская жизнь вновь открыт, и приглашаем принять участие в нашей игре, посвящённой временам правления Александра III Миротворца.

...Поэтому я поставлю принципиальное условие, - он сделал на это упор, - вы возвращаетесь на службу, а я помогаю вам выкрутиться с судебной тяжбой...
_____________
05.08.1884. Любезный сударь, возвращайтесь на службу.
Действительный тайный советник Любавин Анатолий Петрович узнал о трудностях своего бывшего подчинённого и предложил свою помощь. Разумеется, не безвозмездно. Талантливый сотрудник должен окончательно и бесповоротно вернуться на службу в Особый отдел.
- Для Вас я – не душечка, - тихо произношу, чтобы слышал меня только супруг, сжимая ладонь в кулак. Возможно, слишком грубо получилось, но так оно и есть...
1883 год 05 сентября. Ничто так не портит отношения, как их отсутствие.
Если к 1885 году в семье Самойловых всё хорошо, у них растёт сын и они любят друг друга, то 2 года назад, когда они только поженились, Виктория Самойлова буквально ненавидела своего мужа, поскольку её выдали замуж, совсем не спросив её согласия.

Дворянская жизнь

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дворянская жизнь » Уголок любопытного читателя » Об образовании в Россиийской империи 19 века


Об образовании в Россиийской империи 19 века

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Об образовании в Россиийской империи 19 века

К нач. XIX в. общеобразовательная школа была представлена 2- и 4-классными народными училищами в городах. Общеобразовательные гимназии имелись в Москве, Петербурге и Казани. Действовали специализированные учебные заведения: солдатские школы, кадетские и шляхетские корпуса, различного типа духовные училища. Московский университет был высшим учебным заведением.

При Александре I (1801—1825 гг.)

В 1802 году было учреждено министерство народного просвещения. В 1803 г. было издано новое положение об устройстве учебных заведений.

Новые принципы в системе образования:

    бессословность учебных заведений,
    бесплатность обучения на низших его ступенях,
    преемственность учебных программ.

Предварительными правилами 1803 г. все учебные заведения были разделены на 4 разряда: 1) одноклассные приходские училища, заменившие малые народные училища, 2) 3-классные уездные училища, которые должны были быть в каждом уездном городе, 3) 7-летние губернские училища, или гимназии (бывшие главные народные училища) в губернских городах и 4) университеты.

Всей системой образования ведало Главное управление училищ, созданное в 1803 г.

Появилось 6 университетов: в 1802 г. — Дерптский, в 1803 г. — Виленский, в 1804 г. — Харьковский и Казанский; а открытый в 1804 г. Петербургский Педагогический институт был преобразован в 1819 г. в университет. В 1832 г. Виленский университет был закрыт, а в 1834 г. был основан Киевский. Территория России была разделена на 6 учебных округов, которые возглавляли попечители. Над попечителями стояли ученые советы при университетах.

В 1804 г. вышел Университетский устав, предоставлявший университетам значительную автономию: выборность ректора и профессуры, собственный суд, невмешательство высшей администрации в дела университетов, право университетов назначать учителей в гимназии и училища своего округа.

В 1804 г. также вышел первый цензурный устав. При университетах из профессоров и магистров были созданы цензурные комитеты, подчинявшиеся Министерству народного просвещения.

Появились первые привилегированные средние университетские заведения — лицеи: в 1811 г. — Царскосельский, в 1817 г. — Ришельевский в Одессе, в 1820 г. — Нежинский.

При Николае I (1825—1855)

При Николае I образование приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников.

В 1827 г. был издан указ и специальный циркуляр, запрещавший принимать крепостных в гимназии и университеты. Основу народного просвещения составлял принцип сословности и бюрократической централизации.

В 1828 г. — школьный устав, по которому начальное и среднее образование делилось на три категории:

    для детей низших сословий — одноклассные приходские училища (изучались четыре правила арифметики, чтение, письмо и «закон Божий»).
    для средних сословий, то есть мещан и купцов — трёхклассные училища (геометрия, география, история).
    для детей дворян и чиновников — семиклассные гимназии (там готовили к поступлению в университет).

В 1835 г. издаётся новый Университетский устав. Он ограничивал автономию университетов, запрещал университетский суд и фактически привёл к установлению полицейского надзора за студентами.

В нач. XIX в. существовало 5 кадетских корпусов. К сер. XIX в. их насчитывалось двадцать.

Если в нач. XIX в. числилось 35 православных семинарий и 76 архиерейских школ (низших духовных школ), то в 1854 г. их стало, соответственно, 48 и 223.

В 1810 г. после добавления дополнительной ступени образования в Инженерном училище, которое затем становится Главным инженерным училищем, начался переход к созданию системы высшего инженерного образования в России, сопровождавшийся реальным углублением качества естественно-научной подготовки инженеров. Этот процесс качественных изменений инженерных школ в основном завершился к концу XIX века.

В 1832 г. учреждена Императорская военная академия, готовившая офицеров Генерального штаба. В 1855 г. отделены Артиллерийская и Инженерная академии.

Расширилась сеть промышленно-технических учебных заведений: в 1828 г. учреждается Технологический институт, в 1830 г. — Архитектурное училище, а в 1832 г. — Училище гражданских инженеров (в 1842 г. оба эти училища были объединены в Строительное училище), в 1842 г. в Белоруссии было открыто Горыгорецкое земледельческое училище, преобразованное в 1848 г. в Земледельческий институт, в 1835 г. в Москве основан Межевой институт. Кроме этого появились Институт инженеров путей сообщения, Лесной институт, Практический политехнический институт, Горный институт, Практическая коммерческая академия, Земледельческая школа, частная Горнозаводская школа, Техническое училище. В провинциях возникают ветеринарные училища.

При Александре II (1855—1881)

Отмена крепостного права Александром II, успехи промышленного производства и утверждение капитализма в России во второй половине XIX века повлекли за собой глубокие сдвиги во всех областях культуры. Для пореформенной России был характерен рост грамотности населения, развитие различных форм обучения.

В 1863 г. издается новый Университетский устав. Он вернул прежнюю автономию университетам, в соответствии с Уставом от 1803 г., ликвидированную Николаем I в 1835 г. Восстанавливалась самостоятельность университетов при решении административно-финансовых и научно-педагогических вопросов.

В 1864 г. издан «Устав гимназий» и «Положение о народных училищах», регламентировавшие начальное и среднее образование. Вводилось доступное всесословное образование. Возникали наряду с государственными земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. Гимназии разделились на классические и реальные. В них принимали детей из всех сословий, способных оплатить обучение.

В 1869 г. созданы первые женские учебные заведения — «Высшие женские курсы» с университетскими программами.

Учебные заведения в России до 1917 года

    Военно-учебные заведения — военные академии, военные училища, юнкерские училища, кадетские корпуса, военные прогимназии, (военные школы) и т. д. Первое военно-учебное заведение в России было создано при Петре I, который в 1700 г. основал в Москве «Школу математических и навигацких наук» для подготовки к службе в артиллерии, инженерах и во флоте. Первое военное училище открыто в 1795 году в Гатчине.
    Волостные училища  — начальные школы в России в XIX веке, готовившие писарей для палат государственных имуществ и для сельских управлений.
    Воскресные школы — частные или общественные общеобразовательные, профессиональные или религиозные учебные заведения, обучение в которых проводится по воскресным дням. В России во второй половине XIX — начале XX века подобные общеобразовательные учебные заведения учреждались интеллигенцией для неграмотных и малограмотных рабочих, крестьян, ремесленников, служащих, а также работающих детей и подростков.
    Высшие начальные училища — занимали промежуточное положение между начальной и средней школой. Сначала назывались уездными училищами, с 1872 года — городскими училищами, с 1912 года были переименованы в высшие начальные училища.
    Высшие женские курсы — высшие женские учебные заведения. Возникли с разрешения правительства с 1869 года (первые учреждения данного типа возникли в Москве и Петербурге).
    Гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение. Первая в России светская средняя общеобразовательная гимназия основана в Петербурге в 1726 году при Академии наук под названием Академическая гимназия (просуществовала до 1805 года). В соответствии с уставом, утверждённым в 1864 году открывались классические гимназии и реальные гимназии.
    Православные духовные академии — высшее православные учебные заведения. Московская духовная академия — первое в России высшее учебное заведение, открытое в 1685 году (до 1814 года называлась «Славяно-греко-латинская академия»), закрыта в 1919 году, возрождена в 1943 году.
    Духовная семинария — православное среднее учебное заведение, готовившее кадры священнослужителей в России.
    Духовное училище — православное начальное учебное заведение.
    Начальные училища (земские школы) — начальные школы, открывавшиеся земствами (и находившиеся в их ведении) в сельских местностях.
    Институты — светские высшие учебные заведения, которые готовили в основном специалистов технических и естественнонаучных отраслей. Существовали политехнические и технологические институты, институты инженеров железнодорожного транспорта, коммерческие, сельскохозяйственные, педагогические, медицинские институты. В 1802—1804 годах был открыт первый в России учительский институт при Санкт-Петербургском университете.
    Институты благородных девиц — средние учебные заведения закрытого типа с полным пансионом, преимущественно для дочерей из дворянских семей.
    Кадетские корпуса — среднее военно-учебное заведение с полным пансионом.
    Коммерческие училища — средние учебные заведения, готовившие учащихся к коммерческой деятельности.
    Народные училища — средние учебные заведения, готовившие учителей для начальных учебных заведений, Первое заведение данного типа открыто в Петербурге в 1783 г. и просуществовало до 1804 г.
    Курсы — платные светские высшие учебные заведения, синоним «институту».
    Реальные гимназии — среднее общеобразовательное учебное заведение с ориентацией на предметы естественно-математического цикла, часть из которых в конце XIX века получили статус реальных училищ.
    Реальное училище — среднее образовательное учебное заведение, уделявшее большее внимание изучению предметов естественно-математического цикла.
    Университеты — светские высшие учебные заведения. Первый в России светский университет носил название Академический университет открыт в 1724 году и просуществовал до 1766 года. К началу XX века в России (за исключением Финляндии) были следующие университеты: Московский (с 1755 г.), Дерптский, или Юрьевский (1802), Казанский (1804), Харьковский (1804), Петербургский (1819), Киевский св. Владимира (1833), Новороссийский (в Одессе, 1864), Варшавский (1869), Томский (1888).
    Учительские семинарии и школы — учебные заведения готовившие педагогов (учителей) учителей для городских, уездных и начальных училищ.
    Церковно-приходские школы — начальные школы, руководимые духовенством. Первые учебные заведения подобного типа были открыты в России в начале XVIII века. В соответствии с утверждённым в 1721 году при Петре I «Духовном регламенте» (1721) было предписано учреждать всесословные училища при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях. С 1864 года переданы в ведение Синода и открывались при церковных приходах со сроком обучения 3-5 лет преимущественно в сельской местности.
    Школы — собирательное название в Древней Руси и в Российской империи общеобразовательных учебных заведений. Первая государственная школа возникла при князе Владимире в X веке, в ней обучались более 300 учеников. При его сыне Ярославе Мудром возникли школы в Новгороде, Переяславе, Чернигове, Суздале.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование_в_Российской_империи

0

2

ВАЖНО: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ КОНТРРЕФОРМЫ ПРИ АЛЕКСАНДРЕ IIII

Реформы просвещения и печати при Александре Третьем.
август 1882 г. – ужесточение цензуры;
1883-1884 гг. – прекратили существование все радикальные и многие либеральные периодические издания;
1887 г.- «Указ о кухаркиных детях» (запрет приема в гимназии «детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников, и тому подобных людей);
1884 г. – новый университетский устав, ликвидировавший автономию университета, выборные должности ректора, декана, профессора стали назначаемыми;
увольнялись профессора с прогрессивными взглядами;
усиление дисциплинарных наказаний;
ликвидировалось женское образование.

(из одной интересной презентации)

0

3

КАК ЖИЛОСЬ СТУДЕНТАМ В КОНЦЕ 19 НАЧАЛЕ 20 ВЕКА

"Студенты, получающие из дома субсидию, в большинстве случаев получают ее в количестве 25 рублей в месяц. Таковы же земские стипендии и некоторые другие.

Студенты предпочитают селиться вдвоем, тогда квартирный бюджет обозначится в 22 рубля. Комната за 22 рубля будет сносной. В ней будут стоять две кровати, три стула и комод. Над комодом будет висеть засиженное зеркало, на окнах – пыльные занавески. Но … вместо соседей здесь товарищ и вы должны приноравливаться к его вкусам и привычкам также, как и он к вашим. На этой почве между сожителями постоянно возникают недоразумения, иногда переходящие в ссоры. Вот почему многие предпочитают жить в одиночку, несмотря на ужасные условия. Дешевые и хорошие студенческие квартиры – сочетание почти немыслимое. Можно, наверно, сказать, что у каждого старого студента есть на памяти одна, две квартиры, которые мерещатся ему, как два ужасных призрака отвратительных и вонючих. Благодаря всем этим условиям, создается обстановка невыносимая для серьезных занятий. Происходит странное смешение некультурной, неинтеллигентной среды с «цветом русской молодежи». И «цвет» невольно блекнет, теряет краски в несвойственной ему атмосфере. Грубость, ожесточение, наконец, пьянство – являются прямым последствием сближения с подонками столичного общества. В этом обществе много микробов, заражающих новичка.

Итак, квартира обходится минимум в 11 рублей в месяц.
Теперь другие необходимые расходы. Студенту нужны книги – пособия к лекциям. А университетские учебники чрезвычайно дороги. На них студент тратит ежегодно 10-15 рублей.
Большинство студентов пользуются полусытыми и нездоровыми обедами из кухмистерских. Минимальная плата за обед в этих столовых 7 рублей 50 копеек в месяц. Такая же цена и в платной столовой «Общества для пособия нуждающимся студентам».

Студенту нельзя быть бедным человеком, иначе заест его холод и голод. Каждый студент всегда немножко голоден. Впрочем, это «немножко» довольно растяжимо. Немножко голоден после обеда. В остальное время просто голоден. И, кажется, никогда студент не может сказать, положа руку на сердце: «Я сыт». В самом деле, как питается студент? Ест он обыкновенно три раза в день. Утром чай с хлебом и вечером чай с хлебом. В середине дня обед. Чай с молоком пьют только счастливцы, имеющие в бюджете не менее 35 рублей в месяц. Обед таков, что именно после него пробуждается самый настоящий аппетит.

Ни для кого так не тяжела бедность, как для студента. Ведь для умственной жизни, для успешного занятия наукой необходимо, прежде всего, спокойствие духа. Материальная необеспеченность создает атмосферу, почти невозможную для человека, посвятившего себя служению чистой науке. Мелочи жизни отвлекают внимание, рассеивают сосредоточенность. Вечная песня о голоде, холоде, о завтрашнем дне капля за каплей вливает яд в жизнь человека. Шансы заболеть катаром одинаковы, как для пользующихся «домашним столом», так и для обедающих в кухмистерских. И тут и там преследуются исключительно нажива. Все основано на началах эксплуатации. Смрадный туман выест энергию, бодрость, стремление вверх. Университетские годы пришибут, приколотят к земле. И, вместо живого человека, в жизнь вступит труп. В конце университетского курса останется только одно маленькое стремление: «Поскорее бы диплом и тепленькое местечко. Отогреться бы поскорее!».
И больше ничего… "

По книге – Иванов П. Студенты в Москве. Быт. Нравы. Типы. Очерки. М., 1903.

0


Вы здесь » Дворянская жизнь » Уголок любопытного читателя » Об образовании в Россиийской империи 19 века