Женский костюм

Из верхней одежды надевали капот, широкую распашную одежду с рукавами, без перехвата в талии. Бурнус, просторный плащ с капюшоном, отделанный тесьмой. Однако быстро меняющиеся мода объявляла то один, то другой тип верхней одежды самым привлекательным.

Основным элементом женского костюма в начале века было туникообразное платье из батиста, газа, крепа. Такие платья были довольно узкими и длинною до пола. Распространению античной моды в России способствовала французская художница Э. Виже Лебрен, работавшая в России с 1785 по 1801 г. Туники шили из легких, чаще белых тканей – муслина, батиста и кисеи. Туники одевали поверх полупрозрачных платьев с высокой талией с поясом под грудью, под которыми носили только трико белого или телесного цвета. Дополнением к такому платью была шаль, из легких тканей. Прически и украшения соответствовали античному стилю: резные камни вместо бриллиантов, короткие волосы или греческие пучки. Обувь представляла собой туфли без каблука с лентами или ремешками.

С 1820-30-х гг. XIX века женское платье меняет свой стиль, в платье появилась заниженная талия и расширенная юбка. Костюм дополняли рукава-фонарики, длинные перчатки и съёмный шлейф. И ещё появился короткий корсет и оборки на платье. Важным нововведением 1830-х гг. в женской одежде стало то, что платье стало состоять из двух отдельных частей – юбки и лифа. К середине XIX века в моду входят платья с кринолином, конструкции из ивовых прутьев, китового уса или металла, использовавшиеся для придания пышной формы женским юбкам. Платья отделывались фрезой, воротником из туго накрахмаленных кружев или ткани. Пышность платьям придавала баска или баскина, широкая, с оборкой по низу складки юбка. Платья дополнялись тюрлюлю, длинной женской накидкой без рукавов из шелковой или шуршащей ткани. Вырезы декольтированных платьев обрамлялись бертой, накладной лентой или оборкой из декоративной ткани или кружева. Чаще всего ею украшались бальные платья.

Домашнее платье – дульетка носили её не только дома, но и на прогулку. Оно выглядело достаточно просто по покрою.

Изменения произошли и в прическах дам. Особой популярностью прическа севинье, названная по имени маркизы Севинье знаменитой французской писательницы. Прическа предполагала длинные локоны по обе стороны лица, жемчужное ожерелье, плотно охватывающее шею и овальная брошка в драгоценной оправе. Для официальных выходов дамам делались самые необычные и разнообразные прически.

Из украшений известно, что носили парюру, набор ювелирных украшений, подобранных как по материалу, так и по цвету и орнаментальному оформлению. Фероньерка – обруч или цепочка с драгоценным камнем или жемчужной посредине, которую носили на лбу. Из аксессуаров использовали веер, который представлял собой изящную вещь из дорогих материалов.

Из головных уборов дворянки предпочитали носить ток, маленькую шапочку, сшитую из бархата, а так же башлык – головной убор в виде съёмного капюшона с двумя длинными концами, которые, и берет – женский головной убор без полей.

Мода во второй половине XIX века в России была ориентирована на Европу. То, что было модно и современно, было приемлемо и для русского дворянства. Женский костюм во второй половине XIX века значительно упростился. А к концу века нижняя часть платья, юбка стала прямой. Однако верхняя часть костюма (в виде корсета) усложнилась, добавлялись изысканные украшения в виде лент, камней, вышивки, оборок. Изменился силуэт женского платья, двухъярусная или одноярусная юбка на кринолине. Верхняя часть платья имела маленький лиф без декольте с естественной линией плеч с узкими рукавами. Но декольте и обнаженные руки допускались только в вечерних платьях.

Платья с кринолином были распространены вплоть до 70-х гг. XIX века. Форма кринолина постоянно менялась в течение второй половины XIX века. Подвижный металлический каркас позволял менять форму. К 1860 г. кринолин имел форму овала, но был сплющен с боков. С 70-х гг. в моду входят платья с шлейфом (или трен). Он был съёмным и мог прикрепляться к другим нарядам. После на смену шлейфу в моду вошли платья с турнюром. Турнюр, специальное приспособление в виде ватной подушечки или конструкции из жёсткой ткани. Он формировал особый силуэт женского костюма. Однако некоторые женщины носили прямые юбки без турнюров с 80-х гг. XIX века.

В 1870-1880-е гг. в моду входит платье нового вида, профильный силуэт, плотно облегающий фигуру. Платье уменьшилось в объёме, длинный лиф перешел в корсет и стал доходить до середины бедер. Юбка имела узкую форму, расширенная снизу, с драпированным шлейфом.

В 1890-1913-х гг. появился в моде стиль модерн. Из-за чего женский костюм кардинально изменился, платье состояло из узкого лифа с воротником-стойкой и треугольной вставкой до талии, юбка-клеш с овалообразными рукавами.

Вечернее платье приобрело облик без длинных рукавов, но с изысканной формой юбки. В верхней части костюма присутствовали широкие рукава от плеча до локтя. И уже в начале XX века по изображениям на фото и портретах видно, что женское платье упростилось, прямая форма юбки, отсутствует корсет, а также украшения в верхней части платья.

Изменялись и женские прически. С середины XIX века характерной особенностью женской прически были волосы, убранные назад. Прическа тем самым становилась разнообразней, волосы украшались и по-разному укладывались в прическе. С 1880-х гг. прическа изменилась, волосы стали собирать высоко на голове в виде пучка. Что придавало прическе строгость и упрощенность.

Костюм свидетельствовал о месте человека на социальной лестнице и определял его поведение в обществе. Менялись детали одежды, костюм стал упрощаться, это было связанно как с веяниями моды, так и с тем, что дворянство как сословие постепенно стало угасать.

Отредактировано Кира Васнецова (2018-10-04 22:26:22)