Дворянская жизнь

Объявление



Спешите занять интересную роль, погрузившись вместе с нами в Россию конца XIX столетия. Вместе с нами Вы окунетесь в историю, побываете на дуэли или посетите бал. Мы рады Вам!



Дорогіе друзья. У насъ великолѣпные новости для Васъ. Мы растемъ и мѣняемся, но по прежнему остаемся тихимъ уютнымъ мѣстомъ для пріятныхъ бесѣдъ и игры. Спасибо, что Вы остаетесь съ нами, спасибо за созданную непередаваемую атмосферу. Рады сообщить Вамъ, что ряды прекрасной половины нашего форума пополнились двумя восхитительными героинями: Наталья Сергѣевна ​ Голицына и Сара Ибрагимовна Юсупова. Вѣсь Петербургъ пришелъ въ волненіе и слухи о красотѣ барышень будоражатъ умы поэтовъ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Дворянская жизнь » Уголок любопытного читателя » Формы досуговых занятий и развлечений


Формы досуговых занятий и развлечений

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Формы досуговых занятий и развлечений представителей различных сословий российского общества в XVIII - началеXX вв.

Досуговая сфера жизнедеятельности российского общества в XVIII . начале XX вв. представляла собой сложное и многогранное явление, отражавшее все своеобразие исторического развития страны. Обособленность сословий, четкая их расстановка на ступенях иерархической социальной лестницы, определение их прав и привилегий обусловили формирование достаточно замкнутых досуговых общностей, в рамках которых вырабатывались собственные представления, взгляды на досуг, нормы и правила поведения. Самодержавный режим, утвердившийся в России, на долгие годы обеспечил стабильность сложившимся формам и способам досугового времяпрепровождения. Со второй половины XIX в. после проведения реформ, связанных с отменой крепостного права, положение стало меняться. Социально-политические и экономические перемены, произошедшие в обществе, привели к размыванию сословных границ, что не замедлило сказаться на сфере досуга.

Досуг крестьян.

В XVIII – первой половине XIX вв. досуг русского крестьянства во многом сохранял свои традиционные черты. На протяжении столетий он складывался под влиянием общинного способа производства и соответственно общинного образа жизни. В рамках общинного существования формы проведения досуга были преимущественно семейно-общинными, то есть по сути своей общественными. Такими они оставались и на протяжении рассматриваемого периода, поскольку наличие крепостного права и слабое развитие товарно-денежных отношений способствовали сохранению общины как первичной ячейки хозяйственной и социальной жизни крестьян. Крестьянский досуг в XVIII – первой половине XIX вв. выполнял ту же роль, что и в прежние времена: он был не только направлен на восстановление сил крестьянина, но и способствовал консолидации родственных общностей, являлся одной из форм реализации функции общины как носительницы общественного мнения, хранительницы культурных и трудовых традиций. Как и прежде, время досуговых занятий зависело в первую очередь от сельскохозяйственных работ. Наибольшее количество общеобщинных праздников, посиделок, игрищ выпадало на осенне-зимний период и раннюю весну. В крестьянской среде сохранилась традиция проведения совместных праздничных "увеселений", пиршеств за общим столом. Это дошедшие с глубокой древности, "братчины". Позднее они стали называться еще "складчинами" и ссыпчинами", поскольку каждая крестьянская семья вносила свою долю продукта в общее застолье.

Характерной чертой крестьянского досуга являлась комбинация некоторых его форм с определенными видами работ, что обусловливалось напряженностью крестьянского труда и недостатком свободного времени. Выражением этого были так называемые "помочи", "капустки", "супрядки", "работные" посиделки, получившие большое распространение в крестьянской среде. Они представляли собой синтез труда и отдыха. Мужчины и женщины, люди разных возрастов создавали свои досуговые общности: организовывались молодежные посиделки, женские посиделки, посиделки крестьян среднего и старшего возраста; чисто молодежной формой досуга являлись весенне-летние хороводы. На посиделках, в которых принимали участие люди старшего поколения, велись беседы на разные темы: крестьяне делились последними новостями, планами, радостями и неудачами, получали и давали советы, "обсуждали" своих односельчан.

На посиделках уже с конца XVIII в. нередко проходили коллективные читки. Особую роль выполняли посиделки в жизни молодежи: они способствовали подготовке молодых людей к будущей семейной жизни. Праздничная посиделка называлась "беседа", менялась одежда, угощение, содержание разговоров. На смешанных молодежных посиделках девушки и парни ближе знакомились друг с другом, выбирали себе будущих супруга или супругу. Со второй половины XIX в. после отмены крепостного права крестьянский досуг подвергся трансформации. Так, братчина со временем превратилась в более замкнутую «гостьбу». Во время праздников все реже устраивались общеобщинные пиршества. Зажиточные крестьяне охотнее избирали форму "складчины" как некий собственный способ коллективного проведения досуга. Общей для членов общины оставалась лишь ритуально-религиозная часть праздника. К началу XX в. "гостьба" уже полностью заменила "братчину". Она, как правило, была более камерной формой досугового общения, в которой почти полностью отсутствовал общинный элемент, зато важную роль играл имущественный фактор.

С конца XIX в. стал расширяться контингент крестьянских детей, обучающихся в государственных начальных школах. Росло, хотя и очень медленными темпами, количество культурно-просветительных учреждений, работающих в сфере досуга: библиотек, читален, народных домов, стали появляться первые самодеятельные крестьянские театры. Практически исчез к началу XX в. молодежный хоровод как традиционный вид молодежного досуга. Более устойчивой оказалась такая форма, так молодежная посиделка. Но в ней, наряду с такими традиционными компонентами как песня, танец, большее место стали занимать разнообразные беседы информационного характера: городские новости, сведения об условиях труда на фабриках, о городских модах и т.п.

Досуговые занятия и развлечения дворянства.

XVIII век явился поворотным моментом в жизнедеятельности высшего российского сословия – дворянства. Ударив по старым патриархальным порядкам, петровские преобразования положили начало переориентации дворянства на европейскую модель поведения в сфере досуга, сначала на голландско-немецкую, а затем французскую. Петр I пытался внести в привычный боярский обиход элементы европейской культуры, раскованность, раскрепощенность. Этой цели отвечали учрежденные в соответствии с царским указом 1718 г. "ассамблеи". "Ассамблеи" должны были научить людей из привилегированных сословий общаться по западному образцу, привить русским женщинам вкус к общественной жизни. Неотъемлемыми элементами "ассамблей" были музыка, танцы. Введя систему государственных праздников, Петр I обязал дворян принимать в них активное участие. Дворяне участвовали в различных публичных увеселениях, гуляньях, игрищах. Однако уже в XVIII в., а особенно в последующее время, дворяне стремились "отгородиться" от "простонародья". Представители высших аристократических кругов ограничивались, как правило, ролью наблюдателя на подобных праздниках. В послепетровскую эпоху общественные формы досуга дворян получили дальнейшее развитие. Они уже не вводились царскими указами, с применением административного нажима. Напротив, дворянская среда стала более "открытой" для различных заимствований, порождала и свои собственные формы развлечений и досуговых занятий.

В годы царствования преемников Петра I, особенно Екатерины II, «ассамблеи» постепенно стали уступать место разного рода балам, которые устраивались по случаю больших торжеств или важных семейных событий. Конец XVIII в. отмечен особо активной ролью императорского двора в проведении балов, маскарадов, ужинов для дворянства. С конца XVIII в. в "России стали возникать чисто клубные формы досугового времяпрепровождения дворян. В 1770 г. в Петербурге, а через два года в Москве появились первые Английские клубы, в число членов которых могли входить только потомственные дворяне. Эти клубы ставили своей задачей организацию отдыха, общения, развлечений для представителей дворянских кругов. B 1783 г. в Москве было создано "Московское Благородное (дворянское) общество (Благородное собрание)".Создавались и более узкие дворянские объединения клубного типа, как например Императорский яхт-клуб, основанный в 1848 г. в Санкт-Петербурге, в который имели доступ только представители высшей аристократии. Конец XVIII..- начало XIX вв. явились временем развития салонов, кружков, обществ различной направленности: музыкальных, литературных, спортивных и др. Салоны и кружки были как узко сословными, дворянскими , так и более открытыми в сословном отношении. Последнее особенно было характерно для провинции, где в рамках салонов и кружков объединялись и дворяне, и представители местной интеллигенции, разночинцы. Основное отличие кружка от салона состояло в том, что кружок подразумевал объединение по интересам вокруг какой-нибудь единой темы, предмета. Салон же был менее тематически направленным объединением, в нем возрастала роль хозяйки (или хозяина), поскольку посетителей салона связывала не только и не столько общность интересов, сколько факт знакомства или родственной связи с хозяйкой или хозяином.

Развитию общественных форм дворянского досуга способствовало формирование в России системы культурно-просветительных учреждений. Уже в XVIII в. стали появляться первые музеи (например, знаменитая петровская Кунсткамера, основанная в 1719 г. в Санкт-Петербурге, создание в Зимнем Дворце при Екатерине II Эрмитажа и др.), публичные театры, организовываться художественные выставки. Наряду с общественными формами большим разнообразием стали отличаться виды индивидуальных досуговых занятий дворян. В пореформенный период, началось падение силы и могущества российского дворянства. Стали размываться рамки сословия, поме­щичьи хозяйства все чаще попадали в полосу кризисов, эти процессы значительно изменили и коллективные формы дворянского досуга. Разочаровавшись в традиционных сословных институтах аристократия начала поиски новых, более камерных форм досугового времяпрепровождения и демонстрации своего сословного единения.

В конце XIX – начале XX вв. получили распространение аристократические клубы и кружки по интересам различных направлений: художественные, литературные, музыкальные, любителей балета и др.," которые объединяли узкий" круг людей из высших слоев дворянского сословия. Уделом аристократии стали некоторые виды спортивных занятий: большой теннис, конный спорт и т.п., требующие для своего осуществления особых, Дорого оплачиваемых условий (наличия специально оборудованных спортивных площадок, манежа и т.д.). Как правило, любители подобных занятий создавали свои объединения. Со второй половины XIX в. активно развивались клубы в офицерской среде. Знаменитым был, например, своеобразный клуб – гостиная офицеров Измайловского полка "Измайловские досуги" в Санкт Петербурге, который объединял офицеров, занимающихся литературным творчеством. Государство поощряло создание подобных офицерских клубов, рассматривая их как способ консолидации офицерского корпуса. Среднее и мелкое дворянство в своем досуговом общении оказывалось нередко более демократичным, допуская в свою среду и богатых купцов, и почетных граждан, и представителей разночинной интеллигенции, обладающих соответствующим образованием и представляющих, определенный интерес для членов дворянских объединений. Со второй половины XIX в. в либерально настроенных дворянских кругах стало возрастать число людей, посвящавших свой досуг общественной работе, направленной на развитие народного образования. Их силами создавались бесплатные школы для бедных, организовывались народные чтения в парках и садах. Они входили в состав членов общественных объединений типа "комитеты и общества грамотности", "общества попечения о народном образовании" и т.п.

+1

2

Российское купечество в XVIII -первой половине XIX вв. являлось неоднородным общественным слоем. В 80-x гг. XVIII в. в Москве был создан купеческий клуб, который в начале следующего столетия преобразовался в "Московское купеческое собрание". Организационную и содержательную деятельность члены Собрания строили по образу и подобию "Московского Благородного дворянского собрания". В залах Собрания устраивались балы, маскарады, концерты, музыкальные вечера и т.п. Шумно отмечались в купеческих домах важные семейные события: свадьбы, крестины, похороны, различные церковные праздники. Представители купеческого сословия принимали участие в народных гуляньях в праздничные дни, однако ограничивались в основном конным выездом, не желая смешиваться с "пешим" простым народом. Местом общения для купцов служила и церковь. Во время ее посещения можно было увидеться со знакомыми, перекинуться словами, представить друг другу своих детей в целях возможного заключения между ними в будущем браков и т.п. Среди мелкого и среднего купечества общественные формы досуга были развиты слабо. Их жизнь замыкалась в рамках домашне-родственных отношений. Купцы, кроме своих лавок и амбаров, трактиров и ресторанов, домов своих близких знакомых и родственников, почти не появлялись в общественных местах.

В постреформенный период, особенно к концу XIX – началу XX вв., еще более укрепились позиции Московского купеческого собрания как в организационно-финансовом отношении, так и в содержательном плане. Купечество активно участвует в столичных клубах: Английском. Охотничьем и др. Окончательно сформировалась такая типично купеческая форма проведения коллективного досуга, как совместные обеды (официального и неофициального характера), часто устраиваемые в дорогих и роскошных ресторанах. В пореформенный период значительно возросла роль купечества в деле коллекционирования, меценатства, благотворительности. Былое приниженное положение купца, когда ему разрешалось лишь строить церкви и больницы как вид "общественной" работы, сменилось ведущей ролью в финансовой поддержке российской культуры. Развитие музыки, живописи, театра, науки, техники, издательского дела во многом определялось уже купеческим почином. С 70-х гг. XIX в. в купеческой среде стала возрастать тяга к образованию. Значительно увеличилось количество студентов – выходцев из купеческого сословия. Новое поколение купеческого сословия, получившее образование, по своим культурным запросам было близко к высшим дворянским кругам и интеллигенции. Среднее и мелкое купечество, занимающееся преимущественно торговым делом, и в пореформенный период оставалось еще приверженным к традиционным, близким народу формам досугового времяпрепровождения. Представителей этого слоя отличала умеренность политических воззрений, патриархальный взгляд на морально-этические нормы.

В XIX – начале XX вв. мещанство являлось самым многочисленным городским сословием, включавшем в себя разные категории жителей (ремесленников, мелких торговцев, мелких домовладельцев, "работных" людей и т.п.). Неоднородность мещанства, особенности хозяйственной деятельности обусловили различия между отдельными группами мещан в быту, в проведении повседневного и праздничного досуга, в приверженности к тем или иным обычаям и обрядам. Некоторые группы горожан по образу жизни были близки, к сельским жителям, многое в их быту напоминало общинные порядки, это были жители городских слобод. Наиболее разнообразными были формы проведения свободного времени у мещанской молодежи. В бедной мещанской среде, размещавшейся в основном на окраинах городов, частично в слободах, знакомство между парнями и девушками завязывалось на вечеринках -своеобразных молодежных сборищах, близких по смыслу и способу проведения к традиционным "вечеркам", или «беседам» которые бытовали в осенне-зимний период среди крестьянской молодежи. В отличие от крестьянских мещанские вечеринки были менее многолюдны, собирали, как правило, не более шести-семи пар, причем без предварительной договоренности, и без приглашения на такие вечера обычно никто не являлся. Мещанские молодежные вечеринки устраивались чаще всего в субботние, воскресные или праздничные дни. Молодые люди из зажиточных семей нередко проводили время на танцах под духовой оркестр в клубах: офицерских, приказчичьих (тогда, когда в них проводились публичные мероприятия). Большим успехом среди молодежи пользовались открытые балы и вечера в Купеческом собрании, билеты на которые раскупались задолго до объявленной даты. В весенне-летнее время состоятельные мещане вывозили свои семьи на дачи. Месторасположение дачи, уровень комфорта зависели от имущественного положения ее владельца. Мещане в отличие от именитых купцов не имели собственных дач и часто просто арендовали помещение. Молодая мещанская интеллигенция практиковала встречи в узком кругу на основе общности вкусов и духовных интересов. Эти встречи происходили на дому с целью спевок, музицирования, декламации, чтения вслух и т. п.

К началу XX в. хороводы, как уже говорилось, практически исчезали из летнего досуга молодежи, но гулянья, игры, беседы остались. Досуг мужчин из мещанского сословия был более четко отграничен от домашних забот, чем досуг женщин, и они часто проводили его вне дома, преимущественно в мужских компаниях. Содержание досуга и его формы во многом определялись принадлежностью мещанина к той или иной имущественной группе. Представители зажиточных слоев проводили свое свободное время в клубах за игрой в карты, в бильярд, в лото и т.п. Было популярно также посещение чайных, трактиров, которые в определенной степени выполняли роль клубов. Большинство трактиров в соответствии со своим разрядом имели завсегдатаев из конкретных социальных групп. За чаем и музыкой обменивались новостями, беседовали. В некоторых трактирах имелся бильярд, устраивались (нелегально), петушиные бои, заключались пари, разрешалось играть в карты. Самым распространенным видом досуга женщин-мещанок было рукоделие. Им занимались горожанки всех возрастов: вышивали, вязали, плели кружева и т.п. Необходимым компонентом досуга мещанок являлось общение с родственниками, знакомыми, соседями. В среде малоимущих мещан, где сохранялись некоторые крестьянские традиции, была распространена форма "работных посиделок", когда женщины сочетали беседу с рукодельной работой. У мещанок зажиточных и среднего достатка общение, разговоры превращались в один из основных видов досугового поведения. Широко распространенной формой общесемейного домашнего досуга была игра в карты, лото. В среде ремесленников и мелких торговцев хозяева делили свой досуг с приказчиками и подмастерьями. В некоторых семьях домашним развлечением было пение и музицирование. В качестве музыкальных инструментов использовались гармоника и балалайка, на них играли на вечерках и молодежных гуляньях. Как и для купеческого сословия, так и для мещан, своеобразным и популярным местом встреч и общения была церковь. До и после церковной службы прихожане-мещане обменивались мнениями, информацией, всякими сведениями, вели деловые и праздные разговоры.

Культурному обогащению городского мещанства способствовало развитие во второй половине XIX в. библиотечного дела, распространение периодических изданий – газет, журналов, альманахов, расширение сети театров, появление любительских трупп и кружков. Учреждениями культуры могли воспользоваться далеко не все слои мещан и, главным образом, по причине разного образовательного уровня. Последние десятилетия XIX – начала XX вв. были отмечены расширением сети образовательных учреждений в сфере досуга: функционировали воскресные и вечерне-воскресные школы, различные образовательные курсы и кружки, в конце XIX в. появились первые народные университеты. На рубеже XIX – XX вв. в России появились первые Народные "дома, ставящие своей целью организацию разумных развлечений для народа. В отличие от сословно-профессиональных клубов, которые, несмотря на некоторые демократические тенденции в своей деятельности, все же продолжали сохранять замкнуто-корпоративный характер, Народные дома были ориентированы на самые низшие слои российского населения. Их контингент состоял в большинстве своем из мастеровых, ремесленников, представителей промышленного пролетариата. В связи с нарастанием революционного движения в начале XX в. общественные формы просвещения все чаще стали использоваться представителями различных политических движений для пропаганды своих идей. Под прикрытием различных занятий в кружках, в вечерне-воскресных школах проводились беседы на политические темы или чтение политической литературы. Под видом таких широко распространенных форм досуга городских мещан, как пикники, майские гулянья за городом, в лесу, роще, устраивались политические сходки-маевки. Во многих обществах возникали кружки – образовательные и художественные различной направленности, устраивались экскурсии в музеи и на выставки. В этот период было положено начало организации досуга детей из бедных семей. Первые клубы для детей и подростков из рабочей среды были созданы в Москве, в районе Бутырок и Марьиной рощи, под руководством С.Т. Шацкого и А.У. Зеленко. В 1906 г. по программе С.Т. Шацкого при поддержке его друзей и единомышленников детские клубы, кружки начали организовываться и в других районах Москвы. Каждый из клубов основывался на определенном интересе: к театру, музыке, изобразительному искусству, науке. Периодически устраивалось общее для всех участников посещение театров, музеев, выезды за город. Начало XX в. характеризовалось также развитием различных общественных организаций, в которых объединялись представители интеллектуальных профессий. Это – общества врачей, краеведов, театральные и литературные общества. Общества имели свой устав, кассу; члены обществ устраивали собрания на определенные темы с выступлением докладчиков и последующим обсуждением сообщений.

+1


Вы здесь » Дворянская жизнь » Уголок любопытного читателя » Формы досуговых занятий и развлечений